текущую ситуацию с грузооборотом между Россией и Китаем, а также введение нового заградительного китайского закона, который ограничивает поставки грузов в Россию. Это вызывает значительные трудности для российских компаний и логистических операторов.
Грузооборот и доля рубля в расчетах
Грузооборот между Россией и Китаем продолжает расти, и доля рубля в расчетах за импортные поставки достигла 43% в июне 2024 года. В экспортных поставках доля рубля стабильно составляет около 40% последние два года. Однако, несмотря на эти показатели, российские компании сталкиваются с проблемами из-за нового китайского закона, который ограничивает поставки грузов.
Новый заградительный китайский закон
Китайские поставщики отказываются от поставок грузов в Россию, ссылаясь на новый закон, который никто не видел. Это вызывает недоверие и подозрения в том, что китайские партнеры подстраховываются на случай вторичных санкций. В результате, китайские компании предпочитают использовать посредников при расчетах и отправках товаров.
Конференция "Транслогистика Санкт-Петербург 2024"
На конференции "Транслогистика Санкт-Петербург 2024" Екатерина Береснева, руководитель проектов по финансированию экспортно-импортных операций Центра по внешней торговле Минпромторга России, рекомендовала использовать посредников для минимизации рисков. Она также отметила, что новые реалии внешнеэкономической деятельности полны неожиданностей.
Проблемы с поставками и новые логистические направления
Компания FESCO запускает новый сервис на линии Китай — Россия, несмотря на ограничения. Георгий Ремизов, директор петербургского филиала FESCO, подчеркнул, что проблема решаемая и не нужно упаднических настроений. Однако, участники рынка признают, что горизонт планирования сократился и нужно быть готовыми к дальнейшему ухудшению ситуации.
Неофициальные мнения и схемы обхода ограничений
Неофициально, китайские партнеры подтверждают существование нового закона, но не могут предъявить его в бумажном виде. В результате, грузы идут через третьи страны, такие как Турция, Казахстан или Киргизия, что позволяет экономить на транспортных расходах. Однако, не все железнодорожные станции в Китае готовы принимать такие грузы.
Проблемы с таможней и документацией
Алина Чепурная, специалист по операционной работе Novelco, отмечает, что введение новых экспортных ограничений в Китае создает дополнительные пробки на границах. Все контейнеры подлежат тщательной проверке, что замедляет процесс прохождения грузов.
Товарооборот и инфраструктура
Ксения Хайруллина, директор по развитию логистических проектов «Траско», отмечает, что товарооборот между Китаем и Россией растет настолько быстро, что инфраструктура не успевает за его развитием. Погранпереходы вышли на предел возможностей, и сухопутные погранпереходы почти не работают из-за различных факторов, включая празднование осени в Китае и повышение утильсбора в России.
Дефицит контейнеров и проблемы с возвратом
Мировой контейнерный рынок переживает период дефицита порожнего оборудования. Китайские грузоотправители готовы отправлять грузы в Россию только при условии возврата контейнеров, но это почти невозможно. Индекс доступности контейнеров в Шанхае упал практически вдвое.