Затерялась важная для отрасли тема — судьба порожнего парка.

RusTransChina

Коммерсант
Регистрация
31/1/12
Сообщения
2,387
Реакции
7
Баллы
168
За шумихой вокруг «Транспортной недели», выступлениями высокопоставленных гостей и совместных проектов с зарубежными партнёрами России, затерялась важная для отрасли тема — судьба порожнего парка.

Да, отдельные заявления на форуме по ней звучали. Например, замглавы Минтранса Алексей Шило сообщил, что решения по тарифу для порожняка до сих пор нет (именно поэтому соответствующего пункта не оказалось в приказе ФАС по индексации). А замглавы РЖД - начальник ЦД Михаил Глазков напомнил, что сеть не предназначена для отстоя не задействованного в перевозках парка.

В рамках «Транспортной недели» даже прошла встреча РЖД-операторы, что совершенно замылилось в общем потоке новостей. Однако крупнейших представителей рынка на ней не оказалось. Как рассказали нам участники рынка, РЖД встретились с компаниями, владеющими лишь 10% парка в стране. В общем, кворум не собрался, диалога не случилось.

Ситуация явно указывает на раскол в лагере операторов. РЖД разделяют и властвуют. Рынок раскололся на тех, кто готов играть тем, что раздали, и тех, кто фактически саботирует переговоры. Так или иначе, кризис парка неудобен и операторам, и самим РЖД. Для первых отказ в выходе порожняка и новые требования к маршрутизации порожнего пробега требуют пересмотра многих устоявшихся рабочих процессов. Корректировка должна быть оперативной, но идёт со скрипом. РЖД всё перечисленное вынуждает усиливать контроль, выделять и без того дефицитные кадры на бумажную работу и согласования по каждому порожнему вагону.

Работники РЖД, задействованные в учёте порожняка, шутливо называют происходящее «операция «Отстой». И это весьма красноречиво иллюстрирует положение вещей: пока участники перевязочного процесса затягивают переговоры, падает погрузка, ежедневно лишая экономику страны десятка миллионов долларов экспортной выручки.

Но, как любая война заканчивается миром, этот кризис также рано или поздно пройдет. Вопрос лишь — какую цену заплатят стороны конфликта.
 
За шумихой вокруг «Транспортной недели», выступлениями высокопоставленных гостей и совместных проектов с зарубежными партнёрами России, затерялась важная для отрасли тема — судьба порожнего парка.
Разве порожние вагоны сейчас чем-то полезны?
 
ОАО РЖД борется с избыточным парком на сети. По мнению монополии, число вагонов на 220 тыс. единиц превышает «предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры железнодорожного транспорта», из-за чего снижается производительность и участковая скорость движения грузовых поездов. Компания предлагала принять ряд мер на законодательном уровне и планирует с 2025 года дополнительно повысить тарифы на порожний пробег — на 10% в 2025-м и на 5% каждый год в 2026–2030 годах

Больше всего от действий ОАО РЖД по задержке вагонов в отстое пострадала перевозка нефтеналивных грузов.

Источник “Ъ”, работающий на этом рынке, говорит, что в четверг на несколько часов встало все оформление вагонов, в ночь на пятницу проблемы возобновились: система выдает ошибку, ссылаясь на превышение пропускных и провозных способностей. Собеседник “Ъ” рассказывает, что после того, как ОАО РЖД отказалось от технологии формирования маршрутов на путях общего пользования, собирать вагоны в маршруты на своей площадке начали грузополучатели и операторы, формально направляя парк в отстой, поскольку категория «для формирования маршрутов» не предусмотрена. Теперь выйти из отстоя вагоны не могут.

Другой собеседник “Ъ” в компании, специализирующейся на транспортировке налива, отмечает, что технологии подбора, осмотра, накопления парка для обеспечения станций со слабым путевым развитием существуют столько, сколько существует ОАО РЖД. «Действовавшие до сегодняшнего дня правила позволяли оформлять это "через отстой". Сегодня мы столкнулись с невозможностью применения привычных методов»,— говорит он. По словам собеседника “Ъ”, в результате обеспечение НПЗ под угрозой. Еще один источник “Ъ” рассказывает, что, например, в Татарстане есть несколько точек, где находятся базы отстоя цистерн и формируются маршруты по типу продуктов для обслуживания заявок с биржи. Эти процессы также заблокированы.

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 25 октября уведомил Минтранс об угрозе срыва вывоза продукции железнодорожным транспортом.
 
Назад
Сверху Снизу